Устройства блокировки элементов планетарного ряда
Существует три вида механизмов блокировки, используемых в планетарном ряду АКПП. Каждый из них имеет свои конструктивные преимущества. К ним относятся:
- Многодисковый бортовой фрикцион – блокирует два вращающихся элемента планетарного ряда.
- Тормоз – механизм, посредством которого осуществляется блокировка элементов планетарного ряда на неподвижный корпус; бывает двух видов: многодисковый тормозной механизм/тормозная лента.
- Обгонная муфта – блокирует элементы планетарного ряда в одном направлении вращения.
Многодисковый бортовой фрикцион и многодисковый тормозной механизм являются наиболее распространенными среди трех типов механизмов блокировки. Они многофункциональны и могут быть легко модифицированы путем удаления или добавления фрикционных дисков. Тормозная лента занимает небольшое пространство в полости картера коробки передач и имеет достаточно большую площадь поверхности для создания мощной удерживающей силы. Обгонные муфты – небольшого размера, но обладают высокой способностью быстрого переключения коробки на более высокую или на понижающую передачу.
Многодисковый бортовой фрикцион
Многодисковый бортовой фрикцион соединяет два вращающихся элемента планетарного ряда. Два многодисковых фрикциона представляют собой муфту переднего хода и муфту прямой передачи/заднего хода. Каждая состоит из барабана, который крепится на шлицах. Входной крутящий момент передаётся с барабана на ведущие диски. Ведомые диски поддерживаются втулкой, которая передаёт выходной крутящий момент. Поршень приводится в действие давлением масла, этот механизм вращается только, когда автомобиль находится в движении, что обеспечивает подачу масла под давлением, которое поступает к фрикциону.
Clutch drum – барабан Многодисковый бортовой фрикцион Piston — поршень соединяет два вращающихся
O-ring – кольцевое уплотнение планетарного ряда
Piston return spring — возвратная пружина
Snap ring – пружинное кольцо
Discs/plates – диски (ведомый и ведущий)
Flange – фланец
Multiplate Clutch
Multiplate Clutch Operation (Принцип работы многодискового бортового фрикциона: жидкость под давлением прижимает фрикцион, а возвратная пружина высвобождает (отпускает) его.)
См. рис.1 рис.2
Discs/plates – диски (ведомый и ведущий) Drum – барабан
Ring gear – эпицикл Check ball – контрольный шарик
Return spring – возвратная пружина Seal — уплотнитель
Check valve – контрольный клапан Piston — поршень
Piston check ball – контрольный шарик поршня Piston cylinder – поршневый цилиндр
Seal – уплотнитель Return spring – возвратная пружина
Piston – поршень Fluid pressure released – сброс давления
Input shaft – ведущий вал
Fluid pressure applied – подача под давлением
Со стороны внутреннего и внешнего диаметра поршень имеет уплотнители, которые удерживают масло, приводящее в действие поршень. Контрольный шариковый клапан вставлен в корпус поршня многодискового фрикциона. Этот клапан выполняет важную функцию – снижает (сбрасывает) давление жидкости гидравлической системы. Даже когда фрикцион выключен, в барабане, который вращается с большой скоростью, масло, оставшееся за поршнем, отбрасывается под действием центробежной силы к задней стенке барабана. Вследствие этого возникает остаточное давление масла, которое прикладывается к поршню, вынуждая его к перемещению и подключению фрикциона. Контрольный шариковый клапан предусмотрен для вывода жидкости после сброса давления.
Жидкость под давлением приводит в действие поршень, а возвратная пружина возвращает поршень в исходное положение в барабане, когда давление падает. Фрикционные диски представляют собой стальные пластинки со вставками из фрикционного материала. Внутренний диаметр фрикционного диска подогнан под насадку шлицев втулки ведомого диска сцепления.
Тормоз
Тормоз бывает двух видов – тормозная лента и многодисковый тормозной механизм.
Тормозная лента – находится за наружной окружностью барабана муфты прямой передачи. Один конец тормозной ленты крепится неподвижно на корпусе коробки передач, другой – к поршню тормозного цилиндра, приводимому в действие давлением жидкости. Прижимаемый под действием давления жидкости, поршень передвигается влево в поршневом цилиндре, оказывая давление на наружную пружину. Внутренняя пружина перемещается к штоку поршня, сдвигая его влево вместе с поршнем, и надавливает на конец тормозной ленты. Это смягчает жесткое зацепление ленты. В то время как внутренняя пружина сжимается, поршень входит в прямой контакт с заплечиком штока поршня и мощная фрикционная сила образуется между тормозной лентой и барабаном. Так как другой конец тормозной ленты прикреплен к корпусу коробки передач, диаметр тормозной ленты становится меньше. Тормозная лента прижимает барабан, удерживая его в неподвижном состоянии, что приводит к блокировке барабана и одного элемента планетарного ряда внутри корпуса коробки передач.
Тормоз ленточного типа: тормозная лента блокирует элемент планетарного ряда на неподвижный корпус коробки передач.
См. рис.
Brake Band – тормозная лента
Direct Clutch Drum – барабан муфты прямой передачи
Outer Spring – наружная пружина
Piston Rod – шток поршня
Inner Spring – внутренняя пружина
Piston – поршень
Cover – крышка
Работа тормозной ленты см. рис.:
Direct of drum rotation – направление вращения барабана
Brake band – тормозная лента
Transmission case – корпус коробки передач
Piston rod – шток поршня
Piston – поршень
Outer spring – наружная пружина
Когда жидкость под давлением уходит из цилиндра, поршень и шток поршня выталкиваются обратно под действием силы внешней пружины, таким образом, барабан разблокируется (высвобождается) посредством тормозной ленты.
Многодисковый тормозной механизм – выполняет ту же функцию, что и тормозная лента, и по своей конструкции схож с многодисковым фрикционом. Он блокирует вращающийся элемент планетарного ряда на неподвижный корпус коробки передач. Жидкость под давлением приводит в действие поршень, а возвратная пружина возвращает поршень в исходное положение в барабане, когда давление падает. Фрикционные диски представляют собой стальные пластинки со вставками из фрикционного материала. Внутренний диаметр фрикционного диска подогнан под насадку шлицев втулки ведомого диска сцепления, подобно многодисковому фрикциону, однако стальные пластинки крепятся на шлицах к корпусу коробки передач, таким образом, обеспечивая промежуточную опору.
многодисковый тормозной механизм блокирует вращающийся элемент планетарного ряда на неподвижный корпус коробки передач. См. рис.:
Snap ring – пружинное кольцо
Flange – фланец
Discs/plates – диски (ведомый и ведущий)
Piston – поршень
O-ring – кольцевое уплотнение
Piston return spring – возвратная пружина поршня
Обгонная муфта
Обгонная муфта – механизм блокировки, не требующий никаких уплотнителей и обеспечения давления жидкости. Существует либо роликовая обгонная муфта, либо муфта свободного хода, работающая по принципу заклинивания брусков (кулачков) между цилиндрическими наружным и внутренним кольцами. Обе работают по принципу, основанному на методе заклинивания между двумя кольцами.
Обгонная муфта состоит из втулки в качестве внутреннего кольца и барабана, в качестве внешнего кольца. Оба кольца отделены друг от друга (брусками) кулачками. Когда внутреннее кольцо вращается по часовой стрелке, оно проскальзывает через кулачок. Когда же внутреннее кольцо пытается вращаться против часовой стрелки, оно поднимает кулачок и он, заклиниваясь, не даёт кольцу возможности вращаться в этом направлении.
обгонная муфта см. рис.:
Outer race – внешнее кольцо
Sprag – брусок (кулачок)
Inner race – внутреннее кольцо
Freewheeling – свободный ход